Цивилизация 5 сильнейшие нации. Победа и поражение

Civilization — тот редкий случай, когда про игру такого жанра и масштаба не нужно писать пустых вводных слов. Про «большую стратегию, в которой надо управлять цивилизацией от изобретения колеса до полетов в космос» слышали даже очень далекие от компьютерных игр люди. А в нашей стране, где «Цивилизация» появилась двадцать лет назад на первых «ай-би-эмах» в поздних советских НИИ и за пару лет разошлась чуть ли не по всем компьютерам в стране, у игры сложился по-настоящему культовый статус. Но перед тем, как мы начнем подробно объяснять, за что у Civilization 5 стоит на соседнем развороте именно такая оценка, позвольте одно небольшое, но важное наблюдение.

Вот, новый наворот

Последние десять лет у сериала глобальных походовых стратегий Civilization была одна серьезная проблема: у любого человека, не выросшего на хардкоре девяностых, для того чтобы въехать в суть происходящего в этой игре, уходили долгие часы. В эпоху пятиминутных «туториалов» и интуитивно-понятного геймплея мало кто был готов тратить часы только для того, чтобы выучить все правила и подготовиться к нормальной игре.

В какой-то момент начало казаться, что авторы стали заложниками собственных фанатов, которым, как известно, от продолжений своей любимой игры обычно нужно, чтобы все было «побольше» и «посложнее». Во второй, третьей, четвертой части «Цивилизации» базовая концепция этой гениальной стратегии все усложнялась: число видов войск увеличилось в несколько раз, у юнитов появился опыт, а у городов — культурные границы, возникла религия, возможность для дипломатической победы, торговли стратегическими ресурсами, экономических войн и прочих сложных геополитических штук... В конце концов в самом последнем издании Civilization 4 (обвешанная сверху двумя аддонами и переизданием) была настолько плотно нафарширована мелочами и деталями, что на поздних этапах игры каждый ход мог отнимать по несколько десятков минут, а войны растягивались на долгие часы. Тактика теряла всякий смысл и сводилась к тому, чтобы переориентировать экономику на войну, быстро набрать армию из пятидесяти танков и раскатать гусеницами все города противника.

Не сказать чтобы авторы сами не понимали, что «Цивилизация» из стратегии, в которую в начале девяностых играли в буквальном смысле все , начала превращаться в маргинальное развлечение. Два года назад в Civilization: Revolution — специальной версии «Цивилизации» для консолей — была предпринята попытка еще раз вернуться к массовому игроку. Основные концепции игры были упрощены, интерфейс, по сложности не уступающий программе для анализа биржевых котировок, был практически полностью переброшен на горячие клавиши, а даже самая долгая партия не затягивалась на сутки, и судьба мира решалась максимум за пять-шесть часов. Впрочем, все начинания убил предельно несговорчивый AI, который рано или поздно все равно объявлял войну (несмотря на всю дипломатию и ваше численное превосходство), и «Цивилизация» в таком исполнении была больше похожа на упрощенный варгейм с красивой графикой.

Во всем этом контексте главное сегодняшнее достижение Firaxis и Сида Мейера — в Civilization 5 они не побоялись пойти по пути Revolution, в основе оставили концепцию той самой первой «Цивилизации», а все, что придумали за последние двадцать лет, — переделали заново.

1. Три главных параметра и главных цвета, которыми описывается состояние дел в нашей цивилизации. Синий — прирост очков науки за ход; с наукой все просто, чем больше ваши города ее генерируют, тем быстрее вы исследуете новые технологии, открываете доступ к новым зданиям, юнитам и социальным парадигмам. Желтый — цвет денег; золото — важнейший ресурс Civilization 5; в этой игре почти все, что нельзя захватить или изучить, можно купить. Фиолетовый — количество очков «культуры» за ход. Чем культурнее наше общество, тем быстрее растут границы городов и открываются новые общественные доктрины.

2. Важность города в большинстве случаев можно определить на глаз — мегаполисы выглядят заметно крупнее поселков. Тем не менее, чтобы вы знали, большое число рядом с названием города обозначает количество жителей, зеленая цифра — количество ходов, оставшихся до очередного роста населения, а красная — число ходов до окончания строительства выбранного здания. Наконец, самое важное число нарисовано рядом с иконкой щита — это уровень толщины городских стен и защиты от вражьих атак.

3. Исчерпывающая информация о выбранном в текущий момент юните. Главный параметр, который нужно знать о любых войсках в Civilization 5, — сила их атаки (или защиты — в пятой части все проще). Маленькими пиктограммами обозначаются все «перки» выбранного юнита, которые он зарабатывает, набирая опыт в бою: бонусы к атаке с различных типов ландшафтов, прибавки к восстановлению «здоровья» и т.п.

4. Государственная граница — очень важная штука в пятой части Civilization. Близость двух амбициозных держав друг к другу автоматически рождает нездоровую напряженность, а «культурная гонка», направленная на расширение границ своих городов, может легко обернуться военной операцией.

5. Доступ к стратегическим и товарным ресурсам — ключевая вещь для того, чтобы обеспечить спокойствие и довольство вашего населения. Вовремя построенная плантация в банановой роще или натянутые в местах рыбьего нереста сети дают не только рост «счастья» в городах, но и коммерческую выгоду.

6. В пятой части Civilization игровой интерфейс наконец-то избавился от своей фанфаронской офисной пышности. 90% всей полезной информации подается при помощи выпадающих иконок-сообщений, а три кнопки вверху позволяют легко управлять всей культурой, наукой и дипломатией. Для любителей посмотреть красивые графики и помедитировать над цифрами — все «хардкорные» пункты меню спрятаны под маленькой иконкой со свитком в верхней правой части экрана.

Теперь работает

Как и раньше — игра начинается с выбора цивилизации, которую вам в ближайшие 6000 лет предстоит довести от стадии родоплеменного поселения до статуса ядерной сверхдержавы. Как и обычно, у каждой из наций есть свои особенности: так, например, индусы получают огромный бонус к приросту населения в городах, англичане — улучшения у морских войск, русские — конного юнита Cossack и здание Krepost и т.д.

Большинство партий в «Цивилизации» происходит на случайно сгенерированных картах (как и прежде, перед началом игры настроить можно буквально все: от размеров планеты до особенностей климата и ландшафта). Как и раньше — действие одной классической партии занимает 500 ходов и охватывает период с 4000 г. до н.э. по 2050 год. Начиная с основания вашего первого города, изобретения колеса и первой стычки с варварами, вы сквозь столетия проведете вашу цивилизацию в век интернета и нанотехнологий... если, конечно, сумеете поделить планету с другими цивилизациями.

Серьезные изменения произошли и с тактической частью игры. В пятой части наконец-то пропала необходимость в содержании огромных армий и ведении бесконечных столетних войн. Держать в городах гарнизон из десятка отрядов не просто не нужно, но и невозможно — в одном поселении (да и вообще в любой клетке на карте) может одновременно находиться только один юнит.

Эта, казалось бы, мелочь, радикально меняет весь геймплей. И если раньше война в «Цивилизации» рано или поздно начинала утомлять, то в Civilization 5 вы внезапно обнаружите, что впервые за много лет с диким интересом передвигаете по карте солдатиков и бомбите города артиллерией. Поселения, даже без гарнизона, не так-то просто захватить, но даже армия из пяти отрядов в умелых руках способна здорово напугать противника. Впервые за всю историю «Цивилизации» такие вещи, как опыт юнитов, полученный в бою, особенности рельефа и тому подобные мелочи вдруг на самом деле начинают существенно влиять на игру. При строительстве городов важно учитывать оборонные преимущества местности: у крепости, зажатой между скалами, может, и не самое выгодное экономическое положение, зато за один ход ее может атаковать только один вражеский юнит.

Такая продуманность характерна буквально для каждого мелкого элемента этой игры. Самое смешное, что все те механизмы, которые, по идее, закладывались еще в Civilization 4, спустя пять лет наконец-то заработали по-настоящему.

Например, случилось невероятное: в пятой части вы можете действительно пройти всю партию и ни разу не вступить в войну. Экономика и дипломатия — важнейшие элементы игры. Самое большое нововведение в классическую Civilization-концепцию — независимые города-государства. Кроме вас и цивилизаций-соперников, по островам и континентам разбросан десяток-другой «вольных городов». В отличие от «больших» цивилизаций, моногорода не расширяют сферу своего влияния и не воюют за пределами своих границ.

Так вот, просто взять и завоевать эти удельные княжества — далеко не самая умная политика. Развив экономику и как следует накачав деньгами местных князьков, можно получить не только порядочные прибавки к торговле и культуре, но и хорошего союзника на случай войны с другой цивилизацией.

Кроме того, AI стал куда гибче в вопросах дипломатии. И если раньше во время войны враг шел на переговоры, только когда уже догорали последние родные хаты, а ваши армии подходили к его столице, то в Civilization 5 возможны такие ситуации, когда на ваше мирное королевство нападает заведомо более сильный противник, но после нескольких неудачных наступлений легко соглашается на перемирие и даже какие-то контрибуции.

And no religion too

Отмена в Civilization 5 религий как одной из ключевых игровых концепций была воспринята наиболее радикальными фанатами как чуть ли не главный повод лишний раз начать в интернете скандалы и крики на тему оказуаливания. На самом деле тут важно помнить, что в предыдущей, четвертой «Цивилизации» религии были чуть ли не главным объектом для шуток.

Во-первых, религии были уравнены по силе «проникновения» в массы, и стремительное развитие технологий в середине игры делало практически бессмысленными христианство или ислам — по механике игры к моменту их изобретения уже практически везде успевали проникнуть более ранние индуизм или конфуцианство. Во-вторых, юнитами-миссионерами, распространяющими вашу государственную религию, практически никто не пользовался — долго, неэффективно, да и утомительно. Наконец, в-третьих, в средневековье дипломатия между двумя странами с разными религиями обычно сводилась к реплике «умри неверный!» — что, как вы понимаете, несколько затрудняло торговлю и культурную экспансию.

Культурные люди

Вообще, воевать в пятой «Цивилизации» — дорого, невыгодно и рискованно, да и зачем воевать, когда практически любой вопрос можно решить золотом? Ваши соседи по планете — страшные торгаши, и они с удовольствием предложат вам приобрести или обменять различные ресурсы, заключить соглашение в сфере научно-технического сотрудничества, а за хорошие деньги вам могут продать целые города.

Впрочем, необходимости иметь десятки городов в Civilization 5 нет. Последнее серьезное нововведение пятой части: благополучный рост ваших поселений возможен, только если ваши подданные довольны жизнью. То есть если раньше в «Цивилизации» уровень «роскоши» давал лишь минорные бонусы, то теперь сытость электората и его доступ к зрелищам — прямой ключ к успешному развитию страны.

В пятой части механика ненавязчивым образом заставляет вас так или иначе на определенном этапе переориентировать вашу варварскую нацию во что-то более-менее культурное. Без храмов, колизеев и шаманских капищ, увеличивающих «культурный уровень» городов, не будут расти границы вашей страны, а растущие границы — это постоянный доступ к новым ресурсам для растущего населения... Получается замкнутый круг: вам так или иначе приходится более-менее гармонично развивать свою цивилизацию, и все любимые читерские тактики типа «быстро изобрести порох и к 600 году н.э. вынести всех на планете» внезапно перестают работать.

Civilization 5 вылизана и сбалансирована так, как и не снилось ни одной предыдущей части сериала, а механика избавлена от всех (давайте будем честными) ненужных элементов. Например, социальная политика теперь реализована как, вы уж простите за сравнение, прокачка «талантов» в онлайновой MMORPG типа World of Warcraft. Всего существует несколько «ветвей» с различными социальными моделями общества. Каждый ход все культурные строения и чудеса света, построенные в ваших городах, вырабатывают условную «культуру», которая со временем накапливается и позволяет вам выбрать следующий «перк» для своей цивилизации.

Уже с самого начала вы можете направить свою цивилизацию по пути («дереву») традиционной патриархальной или республиканской модели развития, а со временем (изучая новые технологии) будут открываться религиозные и социалистические, коммерческие и технократические ветки развития. Если совсем просто, то на практике вы раз в N ходов, в зависимости от уровня «культуры» подшефной нации, получаете приятный экономический, социальный или военный бонус.

* * *

Наконец, пятая Civilization еще и очень прилично выглядит — на мощных конфигурациях игра выдает сочные топографические ландшафты с аккуратными модельками юнитов, натуральным туманом и пирамидами желтых барханов в пустынях. Конечно, при всех включенных деталях игра рано или поздно начнет притормаживать на поздних стадиях (когда буквально каждая свободная клетка или застроена, или занята юнитом), но в этом как раз нет никаких сюрпризов — «тормоза после начала индустриальной революции» вот уже двадцать лет считаются фирменной чертой всех без исключения игр сериала.

Civilization 5 — вершина развития классической механики «Цивилизации». Новейшая часть этой великой стратегии оказалась не просто нашпигованным деталями и сотнями новых юнитов ремейком с современной графикой, а первым за много лет серьезным переосмыслением всей серии. Все ключевые элементы игры (экономика, культура, строительство городов, боевые действия) были избавлены от утомительных деталей и сбалансированы с величайшей точностью. Из игры исчезло все лишнее, что так давно раздражало хардкорщиков и мешало новичкам. Двадцатилетней давности формула Civilization оказалась как никогда близка к идеалу.

Реиграбельность —да

Классный сюжет — нет

Оригинальность —да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Дождались? Ни разу за 20 лет и пять серий своей истории сериал Civilization не менялся настолько радикально. Если вы никогда до этого не играли в «Цивилизацию», а глобальные стратегии казались вам сложными и заумными — сейчас самое время начинать ломать этот стереотип.

«Великолепно»

7 августа, 2010 — NeverMind

Известен эффект всех уникальных свойств цивилизаций в Civilization 5 . Ниже они представлены в виде таблицы.

Цивилизация Уникальное свойство Эффект
1 Америка Манифест судьбы У всех наземных военных отрядов радиус обзора на 1 тайл больше. Покупка тайлов на 25% дешевле.
2 Англия Солнце никогда не заходит Все корабли получают +2 движения в ход
3 Арабы Торговые караваны +1 золото от каждого Торгового пути. Месторождения Нефти дают в два раза больше ресурсов.
4 Ацтеки Жертвоприношение Уничтожение каждого вражеского отряда дает прибавку к культуре
5 Германия Тевтонская ярость При победе над варварами в их лагере есть 50% вероятность, что они перейдут на вашу сторону и еще дадут 25 золота
6 Греция Эллинский союз Влияние на города-государства снижается в 2 раза медленнее и восстанавливается в 2 раза быстрее
7 Египет Монументальное строительство +20% бонус при строительстве Чудес
8 Индия Рост населения Несчастье от количества городов удваивается, несчастье от численности население снижено в 2 раза
9 Ирокезы Тропа войны Юниты тратят только 1 очко движения при проходе по Лесам
10 Китай Искусство войны Увеличенная эффективность и скорость появления Великих Генералов
11 Персия Наследие Ахеменидов Продолжительность Золотого века увеличена на 50%. Во время Золотого века юниты получает 1 дополнительное движение в ход и +10% боевой бонус
12 Рим Римская слава +25% бонус при постройке зданий, которые уже есть в столице
13 Россия Богатства Сибири Стратегические ресурсы дают дополнительный молоток (производство). Удваивается количество ресурсов от каждого источника Лошадей, Железа и Урана.
14 Сиам Отец правит детьми На 50% больше еды и культуры от дружественных городов-государств
15 Сонгай Речной вождь В 3 раза больше золота при взятии варварских лагерей и чужих городов. Юниты на морской переправе могут защищаться.
16 Турция Берберийские корсары При победе над варварским судном есть 50% вероятность, что оно перейдет на вашу сторону и еще принесет 25 золота
17 Франция Старый порядок +1 культура в ход от каждого города до открытия Паровой энергии
18 Япония Бушидо Повреждения юнитов не снижают их силу в боях

комментариев 15 to “Уникальные свойства цивилизаций в Civilization V”

    OArtem3 Says:

    Япония: Повреждения юнитов не снижают их силу в сражении.
    Я чего-то не понял, или типа даже если японца с дубиной побьёт Римский Легионер, но Японец выживет, то ему всё что было до лампочки?
    Да не может так быть. Наверное разделили понятия сила, и целостность (жизни, хп), и сделали их зависимыми друг от друга.

    Rkt Says:

    Как-то очень слабо чувствуется баланс. У некоторых плюшки очень сильные (Америка, Арабы, Россия, Япония), а у некоторых — вообще фигня (Германия, Сонгай).

  1. Avpavlov Says:

    мне показалось, что Рим и Америка как-то совсем несбалансированны. Ну и Россия в тройке до кучи.

    Shukfir Says:

    Ай, Manifest Destiny правильно переводится не как Манифест Судьбы, а как Явное Предначертание. Это выражение для оправдания американского экспансионизма. И эта способность и вправду его оправдывает: при наличии денег (США без денег ничего не может), площадь штатов будет увеличиваться на 25% быстрее.

    Shukfir Says:

    По поводу Японии:
    Думаю, эта способность будет означать следующее:
    Допустим у самурая после битвы осталость 4/10 ед. силы.
    У противника есть 7/8 ед. силы.
    Противник, имея 7 ед. силы, атакует самурая, у которого 4 ед. Самурай повержен (7>4).
    В это же время самурай, имея 10 ед. силы, атакует противника, у которого 7 ед. силы. Противник тоже повержен! (10>7)
    Грубо говоря, получается, что появятся битвы, в которых японцы, не щадя себя, убивают противника и сами погибают от ран. Настоящие самураи!

    Shukfir Says:

    По поводу несбалансированности:

    — Германия и Сонгай: их особенности кажутся ничтожными, но это лишь потому, что мы думаем, что влияние варваров на наши империи будет минимальным. Где-то, кажется, проскальзывала информация о том, что варвары получат очень большое усиление по сравнению с 4 частью. (Помните, кто уничтожил Римскую империю и из-за кого была построена Великая Китайская Стена).

    — Америка: Её преимущества кажутся огромными. Увеличенный радиус обзора даст дополнительную информацию о приближающемся враге… но, судя по скриншотам, радиус обзора у обычных войск тоже не маленький и 1 дополнительный тайл не часто будет влиять на результат войны. Насчёт покупки тайлов на 25 % дешевле: большое количество тайлов предоставляет лишь больше возможностей. Это означает, что если у США на 25 % больше тайлов, то не обязательно у неё на 25 % больше еды, продукции и золота. Ведь гексы не достаточно купить, нужно ведь ещё и поставить на них население для обработки и рабочих для строительства улучшений.

    — Арабы: +1 золотой от каждого торгового пути… А кто-нибудь знает, сколько вообще золота будут приносить торговые пути? Согласитесь, 2+1 и 10+1 — разные вещи. Нефть — это хорошо, но это всего лишь 1 из 6 стратегических ресурсов. А вдруг войска Харун аль-Рашида вообще не найдут нефти? Придётся покупать (ей богу, смешно: арабы покупают нефть). А на закупленную нефть бонус «Торговых караванов» не распространяется.

    — Россия: с «Богатствами Сибири» кажется, что тактика будет простой — захватить побольше ресурсов и территории — и вперёд в Космические просторы. Но разработчики не зря полностью переработали систему счастья. Большие империи теперь очень несчастны. Роскошь делает людей счастливее, но даже 10 ресурсов золота и 20 меха не сделают их более счастливыми, чем 1 золотой и 1 меховой ресурс. А у несчастных империй, если помните, понижается боеспособность и рост населения.

    — Япония: бусидо (если я верно изложил концепцию постом выше) — это просто нечто. Теперь не нужно бояться повреждений — израненые камикадзе смогут защитить Императора не хуже здоровых. На деле, это лишь меняет вашу тактику войны против Японии. Теперь надо будет стремиться уничтожать самураев полностью, бесполезно будет их атаковать лишь с целью снижения здоровья. Вспомните: разве обыкновенное лечение юнитов не давало гораздо больших преимуществ. Обидно было, должно быть, когда вы снижали здоровье рыцаря до 1 пункта, а он ускакивал и возвращался целый и невредимый.

    — Рим: +25% бонус постройки зданий, аналогичных столичным. Ну и что? Ну не за 20 ходов вы построили здание, а за 16. Платить-то за его содержание придётся по 100% цене. А если к этому прибавить ещё и римских легионеров, способных строить дороги (они то тоже теперь недешёвые), то при злоупотреблении римскими бонусами мы получим самую затратную империю на Земле.

    Многие из этих бонусов не только дают преимущества империям, но и подсказывают противнику, как их лишить: не приближайся с большими армиями близко к границам Америки; не воюй с Англией на море; лиши Арабов нефти, Русских — лошадей, железа и урана, Египтян — всех производственных ресурсов; против Японии или Ацтеков глупо идти колоссальными армиями со слабыми юнитами; не допускай, чтобы Германия или Сонгай побеждали варваров — сам захватывай варварские города; уничтожай города-государства рядом с Грецией, а рядом с Ирокезами — вырубай леса; войны с Китаем должны быть молниеносными, с Персией — недопустимы во время их золотого века; не покупай у Рима ресурсы за деньги — с деньгами Рим сможет содержать больше зданий; не жди, пока Франция захватит твои территории своей культурой — уничтожай её; а Индия… Индиийцам дари и продавай побольше мелких городков, пока они совсем от несчастья не перестанут расти!

Есть несколько видов победы. Вы можете победить с помощью науки, построив и запустив первый звездолет к Альфе Центавра. Можно добиться культурного превосходства над другими цивилизациями или победить с помощью дипломатии. Кроме того, вы можете пойти проторенной дорогой завоевателей: сокрушите врагов колесницами и одержите великую военную победу. Цивилизация, выполнившая одно из условий победы первой, выигрывает игру. Не забывайте следить за успехами ваших соперников: хуже всего увидеть, как взлетает звездолет противника из последнего не захваченного вами города.

Технологии и победа

Освоив достаточное количество технологий, вы можете построить космический корабль и отправить колонистов к Альфе Центавра. Если вам удастся сделать это до того, как кто-нибудь другой добьется любой другой победы, вы получите научную победу. Подробнее о способах достижения победы рассказано в соответствующем разделе.

Города-государства и победа

Города-государства не могут одержать победу в игре: добиться этого могут только крупные державы.

Как проиграть

Есть три пути к поражению: потерять столицу, проиграть другой цивилизации или не набрать наибольшее число очков к 2050 году.

Потеря последнего города

Если вы потеряли последний город в бою с другой цивилизацией или городом-государством, вы проиграли игру. Это просто позор — постарайтесь, чтобы с вами этого не случилось.

Победа другой державы

Если другая цивилизация добьется одной из пяти возможных побед: игра окончена — вы проиграли. Не важно, насколько вы были близки к победе:
кто первый победил, тот выиграл. Все остальные проиграли.

2050 год

Если наступает 2050 год, и ни один из игроков не добился победы, игра автоматически завершается и побеждает цивилизация с наибольшим числом очков победы.

Как выиграть

Есть пять путей к победе:

  • Военная победа
  • Научная победа
  • Культурная победа
  • Дипломатическая победа
  • Наступление 2050 года

Военная победа

Если вы — последний игрок, сохранивший власть над своей столицей, вы победили. Захватите столицы всех остальных цивилизаций и удержите свою — это не так просто, как кажется. Допустим, в игре на пятерых вы захватили столицы троих игроков, но в этот момент четвертый ударил вам в спину и захватил вашу столицу. Если ему это удалось, он мгновенно одержал победу. Иными словами, не важно, кто кого победил: важно, кто последним удержал столицу. Если вы утратили свою столицу, но владеете другими городами, вы все равно можете одержать победу — культурную, научную или дипломатическую. Однако до возвращения своей исторической столицы вы не можете одержать военную победу.

Уничтожение столицы

Никак. Историческую столицу невозможно разрушить. Ее можно захватить, но не уничтожить. Сброс ядерной бомбы сократит население до 1, но город не будет уничтожен. Смиритесь, это игра. (Помните, вы можете уничтожить цивилизацию, захватив или разрушив все ее города, так что уничтожать столицы не обязательно, чтобы смести всех врагов с лица земли.)

Историческая столица
Если вашу первую столицу захватили, другой город автоматически станет новой столицей. Он будет во всем аналогичен первой столице, но его можно будет уничтожить; также он не учитывается при военной победе. Если вы вернете себе историческую столицу, она вновь станет столицей вашей цивилизации.

Научная победа

Вы можете добиться научной победы, освоив все технологии, необходимые для постройки космического корабля, затем построив все детали корабля и переместив их в столицу. Когда все детали собраны вместе, вы можете запустить корабль к Альфе Центавра. Если межзвездный перелет пройдет успешно, и корабль достигнет цели прежде, чем другие игроки победят, то вы одержите научную победу!

Детали космического корабля
Детали космического корабля строятся и перемещаются по карте, как любое другое транспортное средство. Для постройки каждой детали требуются совершенные технологии. Детали корабля считаются гражданскими юнитами, они самоуничтожаются, если попадают в руки к врагу. Когда деталь построена, переправьте ее в столицу. Затем вам придется решить, следует ли присоединить деталь к кораблю. Когда все детали собраны, корабль взлетит в космос, и вы одержите научную победу!

Примечание : детали корабля нельзя купить, их создание нельзя ускорить. Они должны быть построены в городе.

Культурная победа

Чтобы одержать культурную победу, вам необходимо полностью изучить все пять ветвей общественных институтов, то есть каждый доступный общественный институт в игре. После этого вам станет доступен проект «Утопия». Его сооружение приносит культурную победу. Этот проект нельзя ускорить или купить: его необходимо построить.

Дипломатическая победа

Когда игрок освоит технологию «Глобализация», он сможет создать ООН. После завершения постройки ООН каждые несколько ходов там будет проходить голосование за титул мирового лидера. Если у кого-то наберется достаточно голосов в ООН, он автоматически одержит дипломатическую победу. Необходимое количество голосов зависит от числа цивилизаций на момент начала игры. Чем меньше игроков в игре, тем больший процент голосов необходим для победы.

Кто голосует?
Все цивилизации и города-государства имеют право голоса. Держава, построившая штаб-квартиру ООН, имеет два голоса. Цивилизации всегда голосуют за себя, однако освобожденные державы голосуют за своего освободителя. Города-государства голосуют за того, к кому лучше всего относятся. Впрочем, если их освободили, то они тоже голосуют за освободителя.

Освобождение
Если вы возьмете захваченный другой цивилизацией город-государство, у вас будет выбор: аннексировать его, поставить во главе его марионеточное правительство или освободить. Если вы освободите город, он всегда будет голосовать за вас в ООН независимо от текущих отношений. Если один и тот же город-государство освободили дважды, он будет голосовать за последнего освободителя. Если цивилизация покинула игру, и вы захватили один из ее городов, то можно аннексировать его, сделать сателлитом или освободить. Если вы освободите город, цивилизация вернется в игру. Освобожденная цивилизация будет всегда голосовать за вас в ООН. Если освободителей было несколько, цивилизация будет голосовать за последнего.

Конец времени

Если ни один игрок не одержал победу, игра заканчивается автоматически в конце 2050 году. Подсчитывается рейтинг по очкам всех уцелевших цивилизаций и оглашается победитель. После этого вы можете продолжить игру, но в ней уже нельзя будет победить.

  • число городов в империи;
  • ваше население;
  • число открытых технологий;

Игровой рейтинг

Чаще всего во время игры один из игроков добивается одной из четырех возможных побед: военной, научной, дипломатической или культурной. Но если ни один игрок не достиг победы до 2050 года, победитель определяется по рейтингу цивилизаций. Если же кто-то добивается победы до 2050 года, рейтинг определяет его место в «Зале славы». Рейтинг рассчитывается следующим образом.

Уничтожение
Если вы выбыли из игры, ваш рейтинг равен нулю. Очень жаль!

Время до победы
Завоевав победу до 2050 году, вы получите повышающий коэффициент к заработанному числу очков. Чем раньше вы добьетесь победы, тем лучше.

Очки победы
Вы зарабатываете очки победы за:

  • число клеток в ваших границах (наименее важный фактор);
  • число городов в империи;
  • ваше население;
  • число открытых технологий;
  • число открытых «технологий будущего»;
  • число построенных чудес (наиболее важный фактор).

Карта и сложность игры

Размер карты определяет число очков победы, которые получает цивилизация за клетки, города и население. Уровень сложности игры определяет, насколько трудно зарабатывать рейтинг: чем трудней игра, тем меньше очков вы получаете за все (иными словами, сокрушительная победа на самом легком уровне будет стоить меньше очков рейтинга, чем почти ничья на самом сложном уровне).

Civilization V - это очередная серия игры, которая вышла в 2010 году. Пятая часть стала достаточно посредственной. В целом она получила положительные отзывы, хотя были и негативные моменты. Так или иначе, эта часть стала очередной которая нашла отклик у поклонников подобного жанра.

Обновление

Игра «Цивилизация 5», как и предыдущие части, привнесла в проект несколько нововведений. Среди основных - это появление гексагональной сетки. Теперь квадраты заменились на шестиугольники. Кроме того, появились изменения, которые касаются небольших цивилизаций. Те заменили на города-государства.

Появились понятия сателлитов или городов-марионеток. Так стали называть те области, которые захватили, но они остались в составе империи уже в статусе автономных образований. Противников стало возможно дистанционно обстреливать. Кроме того, исчезли религиозные конфессии, а также возможности шпионажа.

Цель

Прежде чем начать в игре «Цивилизация 5» прохождение, необходимо определиться с целью игры. Как и в предыдущих версиях, здесь также доступно пять вариантов победы. Они были ранее в четвертой и третьей сериях игры. В пятой также ничего не изменилось. Выиграть можно, избрав особый путь.

Таким образом, можно устроить военную победу, научную, культурную, дипломатическую, а также просто по количеству очков спустя определенное время (достигнув 2050 года) опередить соперников.

Война

Игра «Цивилизация 5» подготовила для игроков огромное количество сражений. Поэтому неудивительно, что первый и самый популярный путь - военный. При нем игрок должен остаться последним, кто сохранил власть над своей столицей.

Чтобы добиться успеха при таком исходе, нужно захватить столицы остальных цивилизаций, также не забывать сохранять свою. Если же вы свою потеряли, но одержали победу над другими цивилизациями, у вас все же есть шанс победить.

Наука

Для достижения научной победы геймеру нужно узнать обо всех изобретениях, которые помогут выстроить космический корабль. Далее все это производство нужно переместить в главный город. Когда все элементы будут в сборе, можно отправлять корабль к В случае успешного полета геймер получит научную победу.

Кстати, строительство космического транспорта штука непростая. Игроку нужно будет изготовить детали с помощью улучшенных технологий. Перемещать эти элементы можно, как и обычные транспортные средства. Кстати, если некоторые детали попадут во вражеские руки, то они, как и любой союзный юнит, будут уничтожены, об этом нужно помнить.

Итак, когда деталь будет готова, нужно перемещать её в столицу. Кстати, элементы корабля нельзя покупать, а во время их крафта невозможно ускорить время. Кроме того, сам корабль должен быть собран только в столице. При успешном полете игра будет выиграна.

Культура

Для такого способа победы нужно углубиться в изучение. Чтобы выиграть при таком раскладе, необходимо выучить все существующие в игре общественные институты. Тут их пять. После геймеру будет представлен особый проект «Утопия». Если он будет сооружен, игрок одержит победу. «Утопию» нельзя приобрести или ускорить.

Дипломат

Этот путь непростой. Нужно хотя бы приблизительно понимать, как играть в «Цивилизацию 5». Для его достижения, необходимо сначала выучить технологию «Глобализация». Далее появится в игре ООН. Там через парочку ходов произойдет голосование за выбор мирового главнокомандующего. Если игрок получает определенное количество голосов, он одерживает дипломатическую победу.

Время

В игре «Цивилизация 5» прохождение может привести и к окончанию времени. Оказывается, стратегия не бесконечная. Если до 2050 виртуального года ни один из игроков не стал победителем, то идет подсчет очков и таким образом определяют лидера. Кстати, после этого игру можно продолжить, но вот одержать победу в ней уже будет невозможно.

Рейтинг игроков определяется подсчетом очков. Они начисляются в течение игры за количество клеток, которые входят в контролируемые вами границы. Также за города в империи, технологии и населении. Но наиболее важным является число возведенных чудес.

Цивилизации

Чтоб начать прохождение стратегии, нужно изучить в игре «Цивилизация 5» нации. Всего можно поиграть аж в 43 цивилизации. В основном релизе их лишь 18. Среди них есть Россия, Англия, Америка, Рим, Япония и так далее.

После было добавлено еще 9 наций, среди которых появились Гунны, Кельты, Майя и т. д. После - еще 9, где игрокам стали известны Зулусы, Польша, Шошоны, Индонезия и т.д. И в последнем дополнении появилось 7 цивилизаций: Вавилон, Дания, Корея, Инки, Испания, Полинезия и Монголия.

Каждая из наций имеет своего лидера, а также особые уникальные свойства, благодаря которым можно определить тактику игры. Кроме того, у них есть особые юниты и здания. Далее мы рассмотрим основные нации, которые заявлены в релизе.

Дипломаты

Итак, чтобы понять, как играть в «Цивилизацию 5», придется разобраться не только с тактикой, но и нациями. Для дипломатической стратегии необходимо выбирать между Сиам и Грецией. В первом случае лидером является Рамкамхенг. Способность этой нации в том, что объем еды и культуры, который она получает от союзников, увеличивается наполовину. Уникальным зданием Сиам является ват, который заменяет университет. А вот юнитом стал нересуанский слон.

Грецией правит Александр Македонский. Уникальным свойством здесь является эллинский союз, который помогает убывать влияние на города государства в два раза медленнее, а восстанавливать вдвое быстрее. Уникальным строением является гетайра, которая заменяет конницу, а копьеносца заменит гоплит.

Деньги

Если вы хотите осуществить в игре «Цивилизация 5» прохождение с экономической стратегией, то вам нужно обратить внимание на нации, у которых есть потенциал зарабатывать много денег. Среди них Персия с Дарием Первым. Уникальной способностью этой нации является то, что золотой век здесь длиннее наполовину. При этом сила атаки отрядов становится больше. Уникальным сооружение в Персии является двор сатрапа, который заменяет банк. А вот копьеносцев заменили бессмертные.

Также деньги заработать помогут арабы во главе с Гарун-аль-Рашидом. Их преимуществом является то, что игрок получает на 2 монеты больше за каждый торговый путь, а выход нефти приобретает удвоенное значение. Зданием здесь является базар, которые заменил рынок, а рыцарей заменили лучники на верблюде. Относительно других арабы, конечно, помогут больше получать золота, но вот Персия в этом противостоянии все же выглядит лучше.

Строительство

А вот для строительства как сооружений, так и Чудес света подойдут Рим, Египет и Ирокезы. Римом правит Цезарь Август. Способностью цивилизации является 25-процентное ускорение строительства сооружений, которые находятся в столице. Катапульту заменяет баллиста, а мечников - легион. Тем не менее Рим все же немного уступает тому же Египту.

Под предводительством Рамзеса Второго здесь происходит увеличение скорости строительства всех Чудес света на 20%. Такой вариант отлично подойдет тем, кто решил выстроить ООН, чтобы по-быстрому одержать победу. Храм здесь заменяет гробница, а лучника - боевая колесница.

Еще одним вариантом цивилизации-строителя являются Ирокезы. Несмотря на то что способностью является скорость передвижения, которая, на первый взгляд, никак не влияет на строительство, все же ирокезы смогут возводить Чудеса света с молниеносной скоростью. Мастерскую у них заменяет длинный дом, без которого они не представляют собой ничего. А мечников заменяют мохок.

Завоеватели

Сюда относят Наполеона с Францией. Цивилизация получает два дополнительных балла за паровую машину. Юнитом тут является французский мушкетер, а сооружение заменит шато. Следующей нацией, которая попала в эту категорию, является Россия. Во главе - Екатерина Вторая. Уникальным свойством цивилизации являются богатства Сибири. Благодаря им удваивается число лошадей, железа и урана. Казарму заменяет крепость, а конницу - казаки.

Война

А вот вечно лезть в драки может лучше всего Китай, также сюда относят Германию и Сонгай. В Китае правителем остается У Цзэтянь. У этой нации есть способность «Искусство войны», благодаря которой она получает силу отрядов и скорость генералов. Библиотеку заменяет бумажная мастерская, а вот арбалетчиков - чокону.

В игре «Цивилизация 5» прохождение познакомит нас и с который правит Германией. У нации есть способность, которая позволяет привлечь вражеский отряд на свою сторону. Танк заменяет панцер, а пикинеров - ландскнехт. Сонгаем правит Аския, которая получает больше золота за захваченные города и поселения. Вместо храма имеет мечеть, а рыцарей заменяет конница Мандекалу.

Остальные

Остальные нации никак не выделяются среди вышеуказанных. Они имеют определенные умения, от которых и следует отталкиваться при выборе. Например, если у Англии корабли перемещаются быстрее, можно подумать о Ацтеки получают прибавку к культуре. Индия лучше всех заботится о своих горожанах. Америка имеет скидку на дополнительные клетки, а также увеличение поля зрения отрядов.

В общем, прохождение игры полностью зависит от того, какую нацию и тактику вы выбрали.

Дополнения

Известно, что игра «Цивилизация 5» с дополнениями имеет огромное количество «плюшек». Благодаря особым модам можно добавить новые нации. Кроме того, появляются более удачные стратегические варианты. Кстати, существуют также и карты на «Цивилизацию 5». Среди них есть даже изображение всей Земли.

В 2015 году на этой карте проводился опыт - была запущена глобальная игра, которая привела к апокалипсису. Причем 42 бота довели ее до того, что стратегия стала тяжелой, далее начала долго грузиться, а в конечном итоге привела к полному краху.

Также стоит упомянуть имеющиеся в игре «Цивилизация 5» патчи. Их было достаточно много. Некоторые фиксили все существующие ошибки. Иногда выходили обновления с действительно крутыми улучшениями. Например, в патче 1.0.3.44 Германия получила особое задание. Развитие туризма стало приносить бонусы. Японские самураи смогли создавать рыбацкие лодки и многое другое.

Помощь

Для неопытных игроков есть в игре «Цивилизация 5» коды. Специальные комбинации помогут упростить прохождение игр. В интернете их найти несложно. Нажатие лишь одной кнопки может принести вас бессмертие, бесконечные деньги, быструю продукцию и ускорение различных процессов.

Конечно, лучше всего, если вы скачаете для игры «Цивилизация 5» коды лишь по необходимости, ведь намного интереснее проходить игру своими силами. Но все же для тех, кто совсем не может справиться с особыми заданиями, есть набор специальных кодов, который поможет быстро и без особых усилий повысить опыт выбранных юнитов, восстановить здоровье, увеличить количество ресурсов.

Уникальное умение «Явное предначертание» : повышает обзор юнитов и дает скидку при покупке клеток.

Уникальные юниты : минитмен (заменяет мушкетера), бомбардировщик В-17 (заменяет бомбардировщик).

Соединенные Штаты Америки - мировая супердержава, это означает, что при желании США способны уничтожить всю планету. Это относительно молодое государство: оно было создано в конце XVIII века, практически самоуничтожилось в середине XIX века и стало самой могущественной военной, экономической, технологической и культурной силой в XX столетии. Кто знает, что ждет США в веке двадцать первом?

Лидер : Джордж Вашингтон (1732–1799 гг. н.э.)

Джордж Вашингтон был одним из выдающихся людей, живших в американских колониях в конце XVIII века. Он был менее воинственным, чем Джон Адамс, у него было не столь богатое воображение, как у Бенджамина Франклина, и не настолько блистательный ум, как у Томаса Джефферсона. Тем не менее Вашингтон был настоящим лидером и в военное и в мирное время. Под его началом континентальная армия победила в борьбе с чрезвычайно сильным соперником, и этот триумф принес США независимость и свободу. Вашингтон с большой твердостью и мужеством встречал невзгоды, и ради него люди были готовы идти на смерть.

Интересный факт : Американский астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Это произошло 20 июля 1969 года.

Особенности

Уникальное умение «Над империей не заходит солнце» : +2 ОП для всех морских юнитов, способных перемещаться по океану.

Уникальные юниты : английский лучник (заменяет арбалетчика), линейный корабль (заменяет фрегат).

Англия расположена в Великобритании, на «зеленом и приятном» острове у западных берегов Европы. Это самая крупная часть политического объединения, известного под названием Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Будучи нацией мореплавателей, англичане на протяжении последних 500 лет распространяли свою власть не только в Европе, но и по всему миру.

Хотя островное государство растеряло большую часть колоний после Первой и Второй мировых войн, его жители не теряют гордости. И сегодня, в начале XXI века Великобритания остается одной из ведущих держав в Европе и в мире.

Лидер : королева Елизавета I (1533–1603гг.)

Елизавета I была удивительной женщиной, жившей в удивительное время. Ее безошибочный инстинкт выживания, умение «идти по головам», личное обаяние и жестокость поставили ее в один ряд с самыми сильными правителями в истории. Ни одни слова не могут описать ее лучше, чем ее собственные: «Я знаю, у меня есть тело, и это тело слабой и беспомощной женщины, но у меня сердце и желудок короля».

Интересный факт : До изобретения в XIV веке механических часов самым совершенным и сложным устройством в Европе, а возможно и во всем мире, был орган в кафедральном соборе Винчестера в Англии. Он был создан около 950 года н.э. и состоял из 400 труб. Нагнетался воздух с помощью 26 мехов, для управления которыми требовалось 70 человек.

Особенности

Уникальное умение «Торговый караван» : золото +2 от каждого торгового пути.

Уникальный юнит : лучник на верблюде (заменяет рыцаря).

Уникальное здание : базар (заменяет рынок).

Халифат (Арабское царство) возник после смерти пророка Мухаммеда в 632 году н.э. Его основали ученики Мухаммеда, развившие заложенные им политические основы. За время своего существования халифат сильно разросся, поглотив Испанию, Северную Африку, Ближний Восток, Анатолию, Балканы и Персию. Арабские владения были сопоставимы с землями Римской империи в зените ее могущества, а возможно, и превосходили их.

Лидер : Гарун аль-Рашид (763–809 гг. н.э.)

Гарун аль–Рашид, или Гарун Справедливый (правил в 785–809 годах) был пятым халифом из династии Аббасидов. В это время халифат простирался от Испании на западе до Анатолии на севере и Индии на востоке - это была самая крупная и могущественная политическая сила в мире. Гарун был прекрасным правителем, а его царствование стало эпохой научного и культурного подъема страны и процветания его подданных.

Особенности

Уникальное умение «Жертвоприношение пленных» : за каждого убитого вражеского юнита империя получает очки культуры.

Уникальный юнит : ягуар (заменяет воина).

Уникальное здание : плавучие сады (заменяет водяную мельницу).

Империя ацтеков - могущественная цивилизация, существовавшая в Центральной Мексике примерно сто лет (в XV–XVI столетиях). Ацтеки достигли невероятных высот в культурном развитии. В наши дни ацтеки нередко упоминаются в связи с их кровавыми религиозными ритуалами. Невероятно скоропостижная гибель их цивилизации в результате столкновения с внешней угрозой до сих пор вызывает множество споров.

Лидер : Монтесума (1397–1469 гг. н.э.)

Могучий воин и лидер, Монтесума I вознес державу ацтеков на вершины славы и величия. Не следует путать его с его несчастным внуком Монтесумой II, который беспомощно наблюдал за уничтожением его империи испанскими конкистадорами. Монтесума расширил границы своей империи, лично ведя свои войска от победы к победе. Он много работал, чтобы улучшить жизнь своих подданных. Под властью Монтесумы империя ацтеков воистину процветала.

Интересный факт : Календарь ацтеков состоял из двух циклов, которые отсчитывались параллельно: шиупоуалли - гражданский цикл из 365 дней, и тональпоуалли - священный календарь, включающий 260 дней. Каждые 52 года завершение этих циклов совпадало, что ознаменовало собой окончание одного века и начало следующего.

Особенности

Уникальное умение «Тевтонская ярость» : при уничтожении лагеря варваров, есть 50%-я вероятность получить 25 ед. золота и юнит варваров, который присоединится к вам.

Уникальные юниты : ландскнехт (заменяет пикинера), «Панцер» (заменяет танк).

Различные германские племена обитали на севере Центральной Европы на протяжении нескольких тысячелетий, но современное политическое образование под названием Германия довольно молодо: оно было сформировано блестящим прусским канцлером Отто фон Бисмарком около140 лет назад. За недолгий период своего существования Германия оказала большое влияние на историю человечества. После Первой и Второй мировых войн, ставших для страны катастрофой, Германия установила прочный союз со своим прежним соперником - Францией, и сконцентрировала силы на восстановлении промышленного и научно-технического потенциала страны. Благодаря этим усилиям Германия вновь стала одной из ведущих европейских держав.

Лидер : Отто фон Бисмарк (1815–1898 гг.)Отто фон Бисмарк, получивший прозвище Железный Канцлер, был, вероятно, наиболее значимой фигурой в немецкой истории. За время своей долгой политической карьеры Бисмарк объединил Германию и заложил основы империи. В результате из слабой и рыхлой конфедерации государств Германия превратилась в мощную страну, занявшую доминирующее положение в континентальной Европе.

Интересный факт : Германия недаром известна как «пивная страна». На ее территории располагается почти 1 300 пивоварен, в которых варится почти 5 000 сортов пива. Немцы потребляют в среднем 140 литров пива в год на человека и уступают по этому показателю лишь ирландцам и чехам.

Особенности

Уникальное умение «Эллинская лига» : влияние на полисы снижается в два раза медленнее, а восстанавливается в два раза быстрее.

Уникальные юниты : гетайр (заменяет всадника), гоплит (заменяет копейщика).

Эта страна оказала на западную культуру и историю поистине громадное влияние. Классическая Греция подарила миру множество величайших художников, философов, ученых, историков, драматургов и полководцев. Воины и колонисты этого государства распространили свою культуру по всему Средиземноморью и Ближнему Востоку, откуда она начала победное шествие по всему миру.

Грекам приписывают невероятное количество открытий и культурных достижений. Они первыми стали проводить спортивные соревнования, писать поэмы и строить здания специально для театральных постановок. Что касается политики, то греки дали миру понятие демократии и республики. Влияние этой страны до сих пор чувствуется повсюду: современные доктора дают клятву Гиппократа, а архитекторы руководствуются классическими древнегреческими пропорциями. Западную цивилизацию можно в большой степени назвать продолжением цивилизации классической Греции.

Лидер : Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.)

Александр Македонский, безусловно, является одним из величайших военачальников всех времен и народов. За какие-то 13 лет он победоносно провел свою армию через Европу, Азию, Африку и Ближний Восток, покорив все оказавшиеся на этом пути цивилизации. Его завоевания позволили культуре эллинов распространиться по всему известному миру, греческий стал языком культуры, науки и искусства на несколько следующих столетий во многих государствах.

Интересный факт : Национальный гимн Греции состоит из 158 куплетов. В настоящее время ни один из греков не знает их все.

Особенности

Уникальное умение «Строители монументов» : скорость создания чудес +20%.

Уникальный юнит : боевая колесница (заменяет лучника на колеснице).

Уникальное здание : гробница (заменяет монастырь).

Немногие цивилизации оставили столь глубокий след в истории человечества, как египетская, зародившаяся на берегах Нила около 5000 лет назад. Недаром она считается одной из самых древних на нашей планете. Именно в Египте была изобретена письменность. Это произошло около 3000 года до н.э. Кроме того, с помощью сложных математических формул египетские жрецы с большой точностью рассчитывали передвижение планет по небу. И, конечно же, египтяне были величайшими архитекторами древности. Они создали величественные монументы и храмы, на которые мы по сей день взираем с благоговением.

Лидер : Рамсес Великий (1303–1203 гг. до н.э.)

Рамсес II считается самым великим и могущественным фараоном Египта. Взойдя на трон двадцатилетним, он правил страной более шестидесяти лет. Рамсеса помнят за его военные таланты, равно как и за реализованную им обширную строительную программу. Он также возвел новую столицу - Пер-Рамсес.

Интересный факт : Существует множество версий того, как знаменитый Большой Сфинкс потерял свой нос. Самая популярная приписывает порчу скульптуры французскому пушечному ядру, которое поразило Сфинкса в 1798 году. Однако согласно запискам датского путешественника Нордена, в 1737 году статуя уже была повреждена. Средневековый каирский историк аль-Макризи обвиняет в преступлении против культуры исламского фанатика Саим аль-Дахру, который в 1378 году был линчеван за вандализм.

Особенности

Уникальное умение «Рост населения» : недовольство народа от числа городов увеличивается вдвое, а недовольство от общей численности населения снижается вдвое. (Стройте меньше городов, но пусть их население растет!).

Уникальный юнит : боевой слон (заменяет лучника на колеснице).

Уникальное здание : Красный форт (заменяет замок).

Республика Индия - второе по численности населения и крупнейшее демократическое государство. Индия - страна контрастов, страна поразительного богатства и ужасающей бедности. Развитые современные города соседствуют здесь с отсталыми деревнями, красота с уродством, надежда с отчаянием. Это колыбель одной из древнейших цивилизаций планеты. В наши дни Индия вновь стремится занять законное место среди величайших мировых держав.

Лидер : Ганди (1869–1948 гг.)

Мохандас Ганди был индийским патриотом, который в середине XX века привел к победе ненасильственное движение за независимость Индии от британского имперского правления. Он стал основоположником «сатьяграхи», или сопротивления тирании с помощью массового гражданского неповиновения, которое оказало огромное влияние на борьбу за суверенитет Индии.

Интересный факт : Индийская киноиндустрия получила название Болливуд. Ежегодно там снимается больше фильмов, чем в США, Франции, Италии и Китае вместе взятых.

Особенности

Уникальное умение «Тропа войны» : юниты могут передвигаться по лесу и тропическому лесу так, словно это дороги на дружественной территории.

Уникальный юнит : воин-могавк (заменяет мечника).

Уникальное здание : длинный дом (заменяет мастерскую).

Ирокезская лига образовалась примерно в 1579 году н.э. Она представляла собой союз пяти (позже шести) племен американских индейцев. Ирокезы - удивительный народ: его численность, вероятно, никогда не превышала 20 тысяч человек, у него не было письменности и никакой промышленной базы, и всё же на протяжении двух столетий он сдерживал натиск французов, англичан, голландцев и позже американских колонистов.

Лидер : Гайавата (родился около 1450 г.)

Гайавата (или Айонвента) - легендарный вождь индейцев племени Онондага, вместе с не менее легендарным Деганавидой создавший союз ирокезских племен. Мало что известно о Гайавате. Он научил свой народ сельскому хозяйству, навигации, медицине и искусству. Гайавата также считался талантливым оратором: именно он сумел уговорить пять племен - кайюга, онондага, онейда, сенека и мохоки - сформировать Лигу Ходеноши, то есть союз племен.

Интересный факт : В 1772 году неподалеку от поселения Элизабеттон была принята первая конституция, написанная европейцами на территории Америки. В ее основу лег свод законов Лиги ирокезов, или «Великий закон мира», сформированный союзом индейских племен почти за 200 лет до этого.

Особенности

Уникальное умение «Искусство войны» : эффективность и скорость появления великих полководцев увеличивается.

Уникальный юнит : чжугэ ну (заменяет арбалетчика).

Уникальное здание : бумажная мастерская (заменяет библиотеку).

История Китая насчитывает около шести тысяч лет. Современный человек населяет этот регион по меньшей мере 18 000 лет. Китайцы всегда отличались трудолюбием и пытливым умом. Они подарили человечеству множество изобретений, включая бумагу, порох, компас и наборную печать. Китай пережил целые века колониальных захватов и империализма, и сегодня вновь стал могущественной, независимой промышленной державой.

Лидер : У Цзэтянь (625–705 гг. н.э.)

Как и в большинстве цивилизаций, в Китае на протяжении всей его истории доминировали преимущественно мужчины. До самого последнего времени у женщин практически не было прав, и прямой путь к власти для них был полностью закрыт. Женщина практически не могла добиться титула императора и стать самым могущественным человеком в Китае. Такое за всю историю Поднебесной произошло лишь раз. Исключением из правил стала У Цзэтянь - одна из самых выдающихся властительниц, которую когда-либо видел мир.

Интересный факт : Почти четыре тысячи лет назад, во втором тысячелетии до н.э., в Китае изобрели экзотический десерт, впоследствии названный мороженым. Рецепт лакомства, состоящего из снега, льда и кусочков фруктов, в Европу привез путешественник Марко Поло лишь в начале XIV века.

Особенности

Уникальное умение «Варвары–корсары» : при уничтожении варварского морского юнита есть 50%-я вероятность, что он перейдет на вашу сторону и передаст вам 25 ед. золота.

Уникальные юниты : янычар (заменяет мушкетера), сипах (заменяет улана).

Османская империя образовалась в Анатолии, на территории современной Турции, в начале XIII века и просуществовала шесть столетий. Разросшись, она распространила свою власть на три континента. На вершине могущества она бросила вызов всей Европе и победила. Османская империя завоевала Ближний Восток, Египет и Северную Африку, не говоря уже о Балканах. Она смела с лица земли Византийскую империю. Без сомнения, ее можно поставить в один ряд с Великобританией, Арабским халифатом и Римской империей.

Лидер : Сулейман Великолепный (1494–1566 гг.)

Сулейман I, известный под прозвищами Великолепный, Законодатель и Великий Турок, был исламским халифом и султаном Османской империи. Он взошел на престол в 1520 году и правил до своей смерти в 1566 году. За это время Сулейман существенно расширил территорию Блистательной Порты на страх и зависть лидерам государств Европы, Африки, Азии и Ближнего Востока. К моменту ухода из жизни он был известен во всем мире. В Европе все завидовали его невероятному богатству, а в его великолепной сокровищнице хранилось столько невиданных ценностей, сколько не было ни у кого в истории. Он вызывал восхищение своими военными умениями, его уважали за справедливое обращение с немусульманами. Все - и мусульмане и христиане - были согласны с тем, что Сулейман достоин титула «Великолепный».

Интересный факт : Даже в современной Турции очень сильны традиции гостеприимства. Любой незнакомец, встреченный на пороге дома, как минимум три дня считается «гостем от бога».

Особенности

Уникальное умение «Наследие Ахеменидов» : золотые века длятся на 50% дольше. Юниты получают бонус к перемещению и +10% к атаке и обороне во время золотого века.

Уникальный юнит : бессмертный (заменяет копейщика).

Уникальное здание : двор сатрапа (заменяет банк).

Образовавшаяся в 559 г. до н.э. после успешного восстания против мидян, при Ахеменидах Персидская империя просуществовала около двухсот лет, и все это время она почти со всех сторон была окружена врагами. На вершине своего могущества Персия владела землями от Индии до Египта и Балкан. Ее территории раскинулись на трех континентах, а подданные говорили на десятках языков. В лучшем случае, цари Ахеменидской династии были законодателями, которые милостиво и справедливо обращались с подвластными им народами и старались не вмешиваться во внутренние дела провинций, если те не доставляли им хлопот. К несчастью, им было суждено столкнуться с Александром Великим.

Лидер : Дарий I (550–486 гг. до н.э.)

Сын сатрапа (правителя) Парфии, Дарий I пришел к власти в результате заговора после смерти Камбиса II в 522 году до н.э. Административный гений, в период своего правления Дарий реорганизовал обширную Персидскую империю, существенно увеличив ее мощь и богатство. Кроме того, он возвел в Персии множество великих сооружений. Он строил дороги, изменял систему управления империей, защищал границы своей державы и в целом относился к подданным гораздо лучше, чем другие правители его времени. Дарий не был выдающимся военачальником, однако провел множество успешных кампаний против внутренних и внешних врагов.

Интересный факт : Каспийская лошадь – одна из древнейших пород миниатюрных лошадей в мире, возможно, была выведена персами.

Особенности

Уникальное умение «Слава Рима» : бонус +25% к производству при строительстве зданий (в другом городе), которое уже было построено в столице.

Уникальные юниты : баллиста (заменяет катапульту), легионер (заменяет мечника).

Римская империя - самое выдающееся и дольше всего просуществовавшее государственное образование на Западе. Рим был основан в VIII веке до н.э., а части распавшейся империи продержались до XIV века н.э. Его жители были воинственным народом. На вершине могущества Римская империя покорила большую часть Англии, всю Западную Европу, Северную Африку, Египет, Грецию, Ближний Восток. Именно Рим заложил основы западной культуры, законодательства, искусства, архитектуры, религии, языка и военного дела.

Лидер : Октавиан Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.)

Получивший при рождении имя Гай Октавий, Август стал первым римским императором. Он завершил столетнюю гражданскую войну в Риме и положил начало двухсотлетнему Pax Romana («Римскому миру») - золотому веку римской литературы и культуры. В период долгого правления Августа Рим процветал как никогда раньше, империя превратилась в мощнейшую силу Средиземноморья. Проведенные Августом реформы позволили Риму в течение почти двух сотен лет править всем известным миром без крупных войн и конфликтов. Мало кто из лидеров в истории может похвастаться таким успехом.

Интересный факт : Древний Рим славился своими поварами. Именно они впервые изобрели блюдо, напоминающее современные гамбургеры. Кстати, после званых обедов в Риме было принято уносить с собой остатки еды в специальных сумках.

Особенности

Уникальное умение «Родина-мать» : ресурсы дают +1 к производству, а запасы лошадей, железа и урана удваиваются.

Уникальный юнит : казак (заменяет кавалериста).

Уникальное здание : острог (заменяет казармы).

Уинстон Черчилль однажды сказал: «Россия - окутанная тайной загадка внутри головоломки». Она расположена частично в Азии, частично в Европе, но не отождествляет себя полностью ни с той, ни с другой. Россия сказочно богата природными ресурсами, но сами русские с незапамятных времен живут в вопиющей бедности. Россия пережила нашествия готов, гуннов, татаро-монголов, французов и немцев, не утратив при этом национального характера. Россия успела побывать в зените славы и на грани краха; монархия сменилась коммунистической диктатурой, уступившей место демократии - и все за какие-то сто лет! Несомненно, Россия - одна из самых загадочных и удивительных держав в истории.

Лидер : Екатерина Великая (1729–1796 гг. н.э.)

Екатерина Великая правила в России во второй половине XVIII столетия. За время ее властвования произошло значительное расширение Российской империи: в ее состав были включены, как мирным путем, так и силой оружия, десятки тысяч квадратных километров. Красивая и умная женщина, Екатерина сделала свой двор одним из центров европейского Просвещения. Немка по рождению, она стала одним из величайших правителей в истории России.

Интересный факт : Во времена правления Петра Великого каждый российский дворянин, который желал носить бороду, должен был платить специальный налог.

Особенности

Уникальное умение «Отец народов» : +50% к продовольствию и культуре, которые дарят дружественные полисы.

Уникальные юниты : боевой слон Наресуана (заменяет рыцаря).

Уникальное здание : ват (заменяет университет).

Сиам, который теперь называется Таиландом, расположен в Юго-Восточной Азии. Он граничит с Бирмой (Мьянмой), Лаосом, Камбоджей и Малайзией. За свою богатую историю этот загадочный край темных лесов и древних гор повидал оккупацию и революцию, потоп и голод, рождение и распад империй. На Западе о Сиаме существует довольно идеализированное представление, основанное преимущественно на занимательном, но крайне неточном фильме «Анна и король». Впрочем, реальность интереснее милых фантазий английской гувернантки. На самом деле уникальным достижением сиамского правительства можно считать тот факт, что Сиам - единственное во всей Юго-Восточной Азии государство, ни разу не попавшее под власть западных держав.

Лидер : Рамкамхенг (1240–1298 гг.)

В 1279 году принц по имени Рамкамхенг взошел на трон маленького королевства Сукотай. За следующие двадцать лет военный гений и тонкое дипломатическое чутье позволили ему расширить государственные границы, сделав Сиам влиятельнейшей державой в Юго-Восточной Азии.

Интересный факт : За всю историю прекрасные представительницы Таиланда дважды удостаивались титула «Мисс Вселенная». В 1965 году в конкурсе победила Апасра Хонгсакула, а в 1988 - Портнип Накирунканок.

Особенности

Уникальное умение «Лидер речных пиратов»: получайте в два раза больше золота за уничтожение лагерей варваров и при разграблении городов. Юниты на борту могут защищаться.

Уникальный юнит : конник мандекалу (заменяет рыцаря).

Уникальное здание : глиняная мечеть (заменяет храм).

Империя Сонгай, располагавшаяся в Западной Африке, достигла расцвета в конце XV–XVI веке н.э. Родина сонгаев - область Гао, находившаяся под властью Малийской империи. В начале XIV века Сонгай вернул независимость от Мали, на протяжении двух веков расширял сферу влияния и в итоге превратился в самую могущественную империю в истории Африки. Подобно Ацтекской империи, Сонгай пал перед сравнительно малочисленными захватчиками с гораздо более совершенным вооружением. Это важный урок для всех игроков в Civilization: «Не выходи с ножом против пулеметчиков. Найди автомат и бомбардировщик».

Лидер : Аския (1440–1538 гг. н.э.)

Мухамммед ибн Аби Бакр Туре, также известный под именем Мухаммед I Аския (правил в 1493–1528 годах) превратил центральный регион Западного Судана в единую империю Сонгай, самую большую в африканской истории. И хотя он провел множество военных кампаний, помнят его, в первую очередь, благодаря преобразованиям, обеспечившим Сонгаю стабильность и процветание. Его правление стало золотым веком религии и науки в Западной Африке.

Интересный факт : Согласно легенде народ сонгаи долгие годы жил под властью Духа вод, до тех пор пока чужеземец, пришедший из Йемена, не победил чудовище. Он стал первым правителем империи и основателем династии Дья.

Особенности

Уникальное умение «Старый порядок» : культура +1 в каждом городе до изобретения парового двигателя.

Уникальные юниты : легионер иностранного легиона (заменяет пехотинца), французский мушкетер (заменяет мушкетера).

Франция граничит с шестью (или семью, смотря как считать) странами, с Атлантическим океаном, проливом Ла-Манш и Средиземным морем и издавна играет важную политическую, военную и культурную роль в Западном мире.

Зенита военной мощи страна достигла при Наполеоне Бонапарте, после катаклизмов Великой французской революции. В течение десяти лет Франция в одиночку сражалась со всеми государствами Европы, и ее армии одержали множество великих побед. Хотя в итоге она потерпела поражение, Наполеоновские войны по-прежнему дают множество примеров блестящей тактики и стратегии.

Сегодня Франция - одна из ведущих стран Евросоюза. Она остается одним из важных культурных центров мира. Французское вино, кулинария и искусство покорили весь мир, чего так и не смог добиться Наполеон.

Лидер : Наполеон Бонапарт (1769–1821 гг.)

Невозможно переоценить военный гений Наполеона Бонапарта. Он перемещал свои армии с поразительной быстротой, и всегда знал, где именно нанести удар, чтобы причинить наибольший урон вражеской армии. Во внутренних делах он был прекрасным и одаренным правителем, при котором Франция процветала, достигнув пика своего влияния в мире (пока постоянные войны не истощили силы народа и его волю к борьбе). Всегда ориентировавшийся на армию, Наполеон не смог создать боеспособный флот, что не позволило ему оспорить господство Англии на море - в итоге это и погубило его. Если бы Европа и Англия были бы соединены сушей, на Пикадилли, возможно, говорили бы по-французски.

Интересный факт : Каждое лето больше сотни лучших велогонщиков мира собираются во Франции для участия в самой престижной мировой гонке Тур де Франс. Полная длина трассы составляет от 3–4 тысячи километров, а продолжительность гонки – 21 день.

Особенности

Уникальное умение «Бусидо» : исходные показатели атаки и обороны сохраняются даже у раненого юнита.

Уникальные юниты : самурай (заменяет мечника с длинным мечом), «Зеро» (заменяет истребитель).

Большую часть своей истории Япония представляла собой множество мелких княжеств, которые тратили все силы на борьбу друг с другом. Предательство, обман, удары в спину и убийства были обычными методами достижения цели для политики тех времен. Насилие привело к появлению самураев - класса профессиональных бойцов. Войны прекратились лишь после того, как Ода Нобунага и его наследники объединили страну в XVI–XVII веках.

В XX веке Япония пережила катастрофические последствия Второй мировой войны, атомные бомбардировки и оккупацию западными державами. Сегодня эта страна - один из экономических и культурных центров мира.

Лидер : Ода Нобунага (1534–1582 гг.)

Ода Нобунага, японский феодал XVI века, был прекрасным полководцем и хитрым политиком, равно как и приверженцем новых технологий. Нобунага сумел добиться власти над почти половиной территории феодальной Японии. Два его соратника - Тоётоми Хидэёси и Токугава Изясу - завершили начатое Нобунагой дело и объединили всю Японию. Живя в жестокое время, Нобунага был беспощадным человеком. Но помогая объединить Японию, он положил конец войнам, которые опустошали страну больше столетия.

Интересный факт : В Японии находится самый длинный подвесной мост в мире Акаси-Кайкё, соединяющий города Кобе и Авадзи. Он был открыт в 1998 году, его длина составляет 3911 метров. Акаси-Кайкё в полтора раза длиннее знаменитого моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско и в четыре раза - Бруклинского.