Мероприятие по станциям по правам. Квест-игра "путешествие по правовым станциям"

Описание работы: Представляю вашему вниманию сценарий интерактивной правовой игры «Наш выбор - наше будущее». Игра предназначена для учащихся 8-11 классов. Сценарий будет полезен педагогам-организаторам, руководителям клубов будущих избирателей, учителям обществознания и истории.

Цель : повышение правовой культуры школьников, формирование активной гражданской позиции и гражданской ответственности.

Задачи:

1) формирование способности обучающихся к активному, осознанному выбору, личному самоопределению;

2) выявление знаний обучающихся в вопросах избирательного права, в том числе включая историю;

3) развитие у обучающихся интереса к изучению правовых дисциплин;

4) выявление особо одаренных школьников, с целью последующего привлечения их к общественной жизни.

Игра «Наш выбор - наше будущее!» проходит в интерактивном режиме, она состоит из 10 этапов, 2 из которых - общие.

Основные этапы:

1 этап «Исторический» - командам предлагается поиграть в игру «Поле чудес», задание на знание истории.

2 этап «А знаешь ли ты?» - участникам предлагается выбрать одну из 4 категорий вопросов, каждая категория содержит 5 вопросов. За определенное время необходимо дать как можно больше правильных ответов.

3 этап «Лабиринт знаний»- командам дается кроссворд (Приложение 1) на знание права.

4 этап «Мои права»- за 3 минуты следует собрать как можно больше статей из Конвенции о правах ребенка.

5 этап «Официальный»- командам нужно правильно соединить слова и их определения (Приложение 2).

6 этап «Избирательное права»- тестовое задание на знание избирательного права.

7 этап «Выборы и закон»- участникам необходимо расположить стадии избирательного процесса в правильном порядке (Приложение 3)

8 этап «Избирательный участок»- команды должны ответить на вопросы членов жюри.

Общие этапы:

1 этап «PR- кампания»- командам предстоит провести агитационную кампанию. В преддверии Нового года необходимо выдвинуть одного члена своей команды на должность Деда Мороза или Снегурочки. Время работы 20 минут.

2 этап «С песней по жизни!»- строках известных и популярных песен, понятным не только юристу языком, изложены права и свободы граждан. Задача - назвать эти права и свободы. (Приложение 4)

Ход игры:

Сценарий правовой игры «Наш выбор - наше будущее!»

Ведущий: Добрый день, уважаемые активисты и руководители клубов будущих избирателей - участники проекта «Наше время»! Мы приветствуем вас на втором этапе проекта - правовой игре «Наш выбор - наше будущее!».

Игра посвящена 20-летию Избирательной системы Российской Федерации, и её основной темой будут выборы и избирательное право. Сегодня в игре принимают участие Клубы будущих избирателей:

Название КБИ, школа.

Игра «Наш выбор - наше будущее!» будет проходить в интерактивном режиме, она состоит из _____ этапов, 2 из которых - общие.

Дорогие участники, разрешите представить координаторов игры и членов жюри на общих этапах «PR-кампания» и «С песней по жизни!»:

-_______________________________________________________

Уважаемые команды, вашу работу на этапах будет оценивать жюри, в состав которого войдут активисты клубов будущих избирателей и ваши руководители. Кстати, для руководителей - это сюрприз.

Для выполнения заданий на каждом из этапов вам дается 3 минуты. Как только вы услышите звуковой сигнал ___, вы переходите по часовой стрелке к следующему этапу. Переход должен быть быстрым и своевременным.

Чтобы узнать, какой этап игры будет стартовым для команд, я попрошу одного из участников каждой команды подойди ко мне для жеребьевки (проходит жеребьевка)

Мы объявляем 5-минутную готовность. Команды могут подготовиться к игре, продумать стратегию, а координаторы игры пока проведут инструктаж для членов жюри.

Команды готовы? Тогда начинаем! (Звуковой сигнал)

(Команды проходят по этапам игры)

Ребята, следующий этап игры «С песней по жизни!». В песне, как в капле воды, отражается весь мир и жизнь человека. В строках известных и популярных песен, понятным не только юристу языком, изложены права и свободы граждан. Упоминаются они, конечно, с долей юмора. Ваша задача - назвать эти права и свободы.

После прослушивания всего фрагмента целиком и угадав правильный ответ, вся команда должна вместе встать. Так жюри будет понятно, кому будет принадлежать право первого ответа. Верный ответ - 1 балл.

Итак, слушаем внимательно.

(проходит конкурс «С песней по жизни!»)

Мы подошли к заключительному этапу игры - конкурсу «PR-кампания». Сейчас вам предстоит провести агитационную кампанию. В преддверии Нового года вам необходимо выдвинуть одного члена своей команды на должность Деда Мороза или Снегурочки. Вам даётся 20 минут для того, чтобы нарисовать агитационный плакат, придумать лозунг или слоган в поддержку своего кандидата, ну и представить свою работу жюри и всем участникам игры. Итак, прошу приготовить все материалы для выполнения задания, занять места за столами. Мы начинаем, время пошло.

Уважаемые участники, пришло время представить своё творчество.

(проходит конкурс «PR-кампания»)

Вот и подошла к концу правовая игра «Наш выбор - наше будущее!».

Мы благодарим всех участников за хорошую игру, а руководителей за подготовку команд. Жюри мы даём время для подведения итогов. Команды могут отдохнуть и пообщаться.

(объявляются итоги игры)

Мы прощаемся с вами, поздравляем с наступающим Новым годом, желаем всего доброго! До свидания!

Сценарий досугового мероприятия «Под защитой закона»

Цель : формирование правовых знаний воспитанников.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН, о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы, применяя игровые технологии.
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Вид занятия : игровое
Категория детей : 6-12 лет
Оборудование: реквизит; костюмы для инсценировки; компьютер; м/м аппаратура; экран; презентация; аудиозаписи; конверты с заданиями; карточки с названием команд, маршрутные листы
Предварительная работа:
1) Дети представляют рисунки на тему «Мои права».
2) Воспитанники делятся на 2 команды, подготавливают название и девиз своей команде
3) Готовятся 2 инсценировки: выход двух разбойников; отрывок из «Сказки о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина).

Ход мероприятия:

В начале игры команды строятся в линейку. Воспитатель раздает маршрутные листы и объясняет условия игры от одной сказочной станции к другой. Подчеркивается, что время нахождения на каждой станции не должно превышать 15 минут, и все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать игру давайте вспомним что такое «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. А какие права есть у ребенка мы с вами сегодня и узнаем. Итак, начинаем наше расследование по волшебным станциям.

Станция 1 «Право на жизнь»
Воспитатель: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека-право на жизнь». Маленький человек-ребенок-тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство-Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый-пусть живет. А если родился слабым, больным-бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
(ответы детей)
Воспитатель: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым-помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. А сейчас, ребята, посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.

Инсценировка по сказке А.С. Пушкина
У окна на лавочке с зеркальцем в руках сидит Царевна и любуется своим отражением. Перед нею сундук с украшениями.
Царица: Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркалу рукой.)
Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка)
Зеркальце: А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(музыка стихает, Царица бросает зеркальце по лавку, топает ногами, кличет служанку)
Царица: Эй, Чернавка!
(входит девушка, смиренно склонив голову)
Царица: Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам!
(девушка, поклонившись, уходит, Царица радостно потирает руки)
Воспитатель: Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась..
Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя…
Воспитатель: Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Воспитатель: Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
(ответы детей)
Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно! Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право. Ребята, а как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?
(воспитатель оценивает ответы и рисунки детей, заполняет маршрутный лист)

Станция 2 «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или насилия»
Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из м/ф «Бременские музыканты».
1-й разбойник: Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник: Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник: Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!
2-й разбойник: Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?
1-й разбойник: Джон, все они заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
Воспитатель: Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые-могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
(разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой)
Разбойники: Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети: Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!
Разбойники: Мы хорошие! Мы очень детей любим! Будем вам сказки рассказывать!
Дети: Нет, все равно не пойдем!
Разбойники: Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас пистолеты какие!
Дети: Помогите! Мы не знаем этих людей!
Разбойники: Тише! Тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем.
(собираются уходить)

Воспитатель: Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники: Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Воспитатель: Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
Итак, ребята, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?
(ответы детей)
Воспитатель: Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать всё взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
(воспитатель заполняет маршрутный лист)

Станция 3 «Право на защиту от разлучения с родителями»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными
(включается презентация и дети по фрагментам называют название сказки)
Дети: «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева»
Воспитатель: Ребята, а кто помог героям наших сказок вернуться домой? (ответы детей)
Кто поможет вам, если случится беда? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучать ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ – «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей. Скажите, кого мы называем ребенком?
(ответы детей)

Станция 4 «Угадай-ка»
Воспитатель: А на этой станции, ребята, вы должны закончить мои фразы. Итак, начинаем.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в школе находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот – Мурлыка,
Пес – Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
Воспитатель: Очень хорошо, ребята, вы запомнили основные права ребенка.

Станция 5 «Литературно-правовая!
Воспитатель: Ребята, вот мы и прибыли на нашу последнюю станцию. И у вас появилась возможность получить новые жетоны за правильный ответ. Итак, мы начинаем.
1. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? (Конвенцией признается право ребенка на свободу выбора и собственное мнение).
2. Имеет ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими животными, равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).
3. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка»).
4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
5. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова? (Барон Мюнхгаузен, Капитан Врунгель).
Однако у детей есть не только права, но и обязанности, которые надо выполнять. Познакомьтесь с основными:
1. Веди себя тихо в общественных местах!
2. Не мусори в общественных местах!
3. Делай вовремя прививки, чтобы не болеть!
4. Не притворяйся больным, когда ты здоров!
5. Не делай ложных вызовов врачей «скорой помощи»!
6. Сначала подумай, потом сделай!
7. Не обижай никого вокруг!
8. Решай споры словами, а не кулаками!
9. Не дразнись и не обзывайся!
10. Не груби окружающим!
11. Не играй дома в шумные игры, когда кто-то из близких отдыхает!
12. Не балуйся с телефоном!

Заключение, рефлексия.
Воспитатель: Наше мероприятие, ребята, подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему – права человека. Зачем нам эти права? Как вы думаете? Есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Пройдите к своим столам и дайте оценку сегодняшней игры, выбрав соответствующий смайл. И в заключении примите на память памятки о сегодняшней игре. Сдаем жюри все ваши заработанные жетоны, для определения победителя нашего мероприятия. Ребята, помните, что у вас есть не только права, но и обязанности! До скорой встречи!
Завершение игры
Пройдя все станции, воспитанники сдают свои путевые листы и жетоны жюри. После подсчета баллов, воспитатель объявляет победителя. В заключение игры проводится награждение победителей ценными подарками и грамотами.
Приложение 1
Маршрутный лист
Название станции Кол-во баллов Кол-во жетонов
1.Право на жизнь
2.Право на защиту от всех форм насилия
3.Право на защиту от разлучения с родителями
4. «Угадай-ка»
5.Литературно-правовая

Приложение 2
Памятка
У меня есть права:
право на имя, отчество и фамилию;
право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
право на заботу и воспитание;
право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
право на защиту и воспитание;
право на общение с обеими родителями;
право выражать свое мнение;
право на уважение человеческого достоинства;
право на защиту своих прав и законных интересов;
право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей.
и обязанности:
веди себя тихо в общественных местах!
не мусори в общественных местах!
делай вовремя прививки, чтобы не болеть!
не притворяйся больным, когда ты здоров!
не делай ложных вызовов врачей «скорой помощи»!
сначала подумай, потом сделай!
не обижай никого вокруг!
решай споры словами, а не кулаками!
не дразнись и не обзывайся!
не груби окружающим!
не играй дома в шумные игры, когда кто-то из близких отдыхает!
не балуйся с телефоном!

Приложение 3
Лист рефлексии
не понравилось узнал много нового было скучно понравилось
Самоанализ
В своем досуговом мероприятии я ставила задачи: способствовать формированию у воспитанников первоначальных представлений о Конвенции ООН, о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы; научить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права; развить умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, научить детей работать коллективно; воспитать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права и обязанности. По моему мнению, права ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его обязанностей. Поэтому, если мы знакомим детей с их правами, то необходимо требовать от них и исполнения обязанностей. Если мы знакомимся с правом на имя, то во время этого же разговора мы говорим о том, что каждый из нас должен уважать имя находящихся с нами людей – не придумывать клички, не обзываться, а обращаться ко всем по имени. При рассмотрении права на отдых, обращаю внимание детей на то, что они не должны мешать окружающим шумом и криком.
Перед детьми я ставлю проблемные вопросы:
Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? Что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? Кого мы называем ребенком?
При работе над сценарием рассматривается правовая тема, которая включает в себя различные виды деятельности.
Данное мероприятие имеет актуальную тематику т.к., актуальность правовой темы заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы мероприятия. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема меня не оставила равнодушной.
Мероприятие содержит разнообразную деятельность воспитанников, инсценирование той или иной ситуации, которые применительны к закреплению правовых знаний детей.

Ожидаемый результат : снижение преступности среди подростков; рост правовой культуры, правосознания воспитанников, обеспечивающих надежное будущее государству и обществу; знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний, научить детей адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Муниципальное образовательное учреждение

Совхозная средняя общеобразовательная школа

Игра по станциям

«Мои права и обязанности»


Организаторы: активисты отряда «Земляне»

Старшая вожатая Фомина В.А.
2012-2013 учебный год
Игра по станциям
Цель.

Закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства.

Обучать основам юридических знаний.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Развивать интерес к обществознанию.

1. Станция «Права»

2. Станция «Обязанности»

3. Станция «Преступление и наказание»

4. Станция «Задачкино»

5. Станция «Паспортная»

6. Станция «Шуточная»

Ход игры
1. Сбор команд в актовом зале. Объявление темы мероприятие и условия участия в игре.

Вступительное слово ведущего игры

«Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Мои права и обязанности». Тема о правах взята не случайно, а потому что 20 ноября, считается международным днем прав ребенка, а впереди нас ожидает всемирный день прав человека – 10 декабря, а о своих правах вы говорить любите. Так давайте поиграем в эту игру и посмотрим, кто больше всех знает о своих правах и при этом не нарушает обязанности, которые каждый должен выполнять в обязательном порядке».

Проводиться жеребьевка команд

Внимание, ребята. Для начала проведем жеребьевку между командами. Для этого вы должны справиться с заданием. Итак, я зачитываю задание, а вы с помощью поднятия руки должны угадать пропущенное слово. Таким образом, мы распределим, по какому маршруту будет следовать команды (1 ответ – первый маршрут, 2 ответ – второй маршрут, 3 ответ – третий маршрут, 4 ответ – четвертый маршрут).

Вставьте нужные слова :

1. Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но гражданин (1- ый маршрут)

2. Как работу строить верно,

как решать: кто прав - неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется устав (2-ой маршрут)
3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все … парламентом зовут (3- ий маршрут)
4.Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- избиратель (4-ый маршрут)
«Итак, мы начинаем. Прошу подойти капитанов команд для вручения маршрутных листов»

Команды занимают свои позиции
Станция «Права»
I . Определи, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника?


  1. право на жизнь ; (ч)

  2. право на бесплатное образование; (ш)

  3. право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)

  4. право на получение дополнительного образования; (ш)

  5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)

  6. определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)

  7. права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)

  8. право посещать школьные мероприятия; (ш)

  9. право на отдых; (ч)

  10. достоинство личности ; (ч)

  11. ; (ч)

  12. право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)

  13. право на обучение по индивидуальным программам; (ш)

  14. право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)

  15. право на неприкосновенность жилища; (ч)

  16. свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; Г

  17. право на выбор образовательного учреждения; (ш)

  18. право вступать в общественные организации; (ч)

  19. право пользоваться родным языком; (г)

  20. свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)

  21. право на свободу слова; (ч)

  22. право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)

  23. право на свободный труд; (ч)

  24. право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)

  25. свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)

  26. право на информацию; (ч)

  27. право частной собственности; (ч)

  28. право на предпринимательскую деятельность; (ч)

  29. право на жилище; (ч)

  30. право на доступ к культурным ценностям; (ч)

II . Задание Может ли ….. (да или нет) (За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу)

Распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет (да)

В возрасте 12 лет может быть временно отстранен от занятий или переведен в другую школу за определенные нарушения (да)

Дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

С 14 лет обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

С 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

Станция «Обязанности»

Реши кроссворд


  1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)

  2. Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)

  3. Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)

  4. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

  5. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..

  6. Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

  7. Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

  8. Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

  9. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны; (Культурное)

  10. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Станция «Преступление и наказание»
Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?


  • Грабеж, грабеж, разбой

  • Клевета

  • Похищение человека

  • Умышленное убийство

  • Изнасилование

  • Хулиганство

  • Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ

  • Угон автотранспорта

  • Нарушение изобретательских и патентных прав

  • Захват заложников

  • Вооруженный мятеж

  • Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

  • Неоказание помощи больному

  • Бандитизм

  • Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики

  • Нарушение требований пожарной безопасности

  • Незаконное изготовление оружия

  • Вандализм

  • Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью

  • Государственная измена

  • Жестокое обращение с животными

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?
Штраф

Конфискация имущества

Арест

Пожизненное лишение свободы

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Лишение свободы на определенный срок

Смертельная казнь

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенную должность

Ограничение свободы

Станция «Задачкино»
I . Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?
Ложный звонок

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)
Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)
Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Драка на улице

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения. (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)
Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

Угроза жизни

Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.)

Станция «Паспортная»

Правильно ответить на вопросы.

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

9. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

14. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Станция «Занимательная»
I . Ответить за вопросы
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока.)

5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

6. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жиглов.)

7. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

II . Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час

Делу время, всегда пригодится

Жить – суда боится

Правда, родине служить

Дело- мастера боится

Тот герой, не сиди на печи

Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение , право на выбор вида воинской службы )

6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)

III . Задание. Перед вами «Тарабарская грамота». Какое знаменитое изречение в ней зашифровано?
(Суров закон, но это закон)
IOJСDJRУGJJPSIZOSKQB AOSЗWRSAKDSFOН, DFFНDUYGO ЭLDSTQWRO SUTЗDGAVQKJDFOZCH

Подведение итогов игры


    • Права есть, как у взрослых, так и у детей.

    • Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

    • Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

    • Уважай чужие права!

Сценарий интеллектуальной игры

(для 8-9 классов)

«Правовой калейдоскоп».

Классные руководители 8-9 классов:

Кучерявая А.С., Жиганов А.В.

2012—2013 учебный год

Формирование правовой культуры учащихся.

Познакомить учащихся с Конвекцией о правах ребенка.

Способствовать осознанию ответственности за свои права.

Познакомить учащихся с основными правами и свободами.

Закрепить знания, полученные во время проведения тематических классных часов.

Развивать познавательную активность и правовую культуру учащихся.

Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

В игре принимают участие учащиеся 8-9-ых классов.

Предварительная подготовка.

  1. В каждом классе проводится тематический классный час, на котором учащиеся знакомятся с историей развития прав детей, с особенностями отношения к детям в различные исторические периоды; изучают основные положения Конвенции «О правах ребёнка»; выполняют тематические задания.
  2. Каждому классу выдаётся текст Конвенции в детском изложении и совместно с воспитателями учащиеся более основательно прорабатывают её положения.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС

«В гостях у сказки»

Задание : командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.

1 В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

2 В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

3 В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

4 В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

5 В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6 Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7 Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8 Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9 Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10 Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11 Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12 Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

13 В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14 Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15 Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16 Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

17 Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

18 Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

ВТОРОЙ КОНКУРС

«Анаграммы»

Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок — к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

ТРЕТИЙ КОНКУРС

«Живая схема».

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

Задание : перед вами листы бумаги. Пожалуйста, зафиксируйте на них основные права детей и их обязанности.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС

«Воображаемая страна».

Задание : на обратной стороне листа изобразите страну вашей мечты. Какие права детей должны соблюдаться в этой стране.

ПЯТЫЙ КОНКУРС

«Блиц-опрос »

Задание : капитаны команд по очереди, быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов зависит от числа правильных ответов капитана.

  1. В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.
  2. Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.
  3. Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.
  4. Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».
  5. До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.
  6. Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.
  7. Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.
  8. Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.
  9. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.
  10. Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.
  11. До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.
  12. Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».
  13. Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.
  14. В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.
  15. Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.
  16. С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.
  17. В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.
  18. Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.
  19. Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.
  20. Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да

ШЕСТОЙ КОНКУРС

«Ситуации»

Задание : каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

  1. Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.
  2. Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот вытряхнул содержимое рюкзака.
  3. Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому.
  4. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
  5. Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.
  6. Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока.

Подведение итогов игры и проведение анкеты

1. Что такое право?

2. Какие права у тебя есть?

3. Достаточно ли прав у детей?

(да, нет, не знаю)

4. Какую роль играют права в жизни человека?

(очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)

5.Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

(да, нет, не знаю)

6.Какие черты характера помогают добиться уважения своих прав?

7.Как защищают права ребенка в нашей стране?

(хорошо, плохо, никак, не знаю)

8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

9. Кто больше нуждается в защите своих прав?

10. Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы её составили?

11. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям об их правах?

5 декабря состоялась правовая игра среди 8-х классов . Каждый класс представил команду из 10 человек, выбрал капитана. На игре присутствовал представитель Лысковской прокуратуры Ганин Сергей Сергеевич, который подарилв торжественной обстановке подарок – книгу о правовой культуре каждой команде. Жюри Якупова В.Е., Бочарова Н.В., Новикова А.Н. присудили следующие места: 1 место заняла команда 8 «Б» класса , 2 – 8 «А» класса , 3 – 8 «В» класса . Остальные учащиеся, не вошедшие в команду, приняли участие в игре со зрителем и помогли своим командам дополнительными баллами. Ребята показали хороший уровень знаний о правах и обязанностях граждан РФ, знание Конституции РФ.

Правовая игра "Конституция - основной закон государства"

Эпиграф: Россия без каждого из нас обойтись может,

Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества. С. Джонсон

Цель: формирование представления о важности соблюдения законов государства;

Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Подготовка:

Подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;

Раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)

Оформить помещение: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

Ход мероприятия:

1) Представление команд и жюри. 4 группы.

2) Вступительное слово учителя.

В этом году наша страна отмечает 20-тилетие принятия Конституции. Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Главные вопросы содержания конституции– это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев. Сегодня мыв игровой форме повторим некоторые положения Конституции РФ.

3) Конкурсы:

1. Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение, голосование)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А. Медведев)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России? (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет)

2. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

3. Конкурс: "В жизни всё случается"

Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту) Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции) Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

3-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают. Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

4-ситуация: Молодой человек снял на камеру праздник и выложил в социальной сети. Не все снимки были удачными. Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

4 конкурс. «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Команда №1.

Команда №2.

Команда №3.

Команда №4.

к о р ё н б е

м я с ь е

а р а н с т

к у н т е м о д

к о н з а

и п о к а л и т

з и н ь ж и

д и л и е т о р

С Т У К О П О П

В Е Н К Я И Ц О Н

Я Д П О Р О К

В О Р А П

Ю З О С

С О Д Р О П К Т О

Л О К А Ш

С Т О Н С И Т О В О Д

Д Е М И Н А Ц И

Д О Р А С Т Ь

Д Ы Х О Т

Р О З А В И Н А Б Е О

Д У Г О С

Л О В Ч Е К Е

В О С О Л

Г Р И Н Н А Д А Ж

Ц Е Т О

Ж Б А Р У Д

Ф О Р Н И Ц И М А Я

К О Л Ь Ш И К Н

Ш Ы Л А М

Ц И К Л А Р А Д Е Я

Е Б Р А Н И С О

Б О С Т В О Щ Е

П Р А П У Г

К Е У Н О П

Н Е М Е Н И

Б О З А Т А

5. Конкурс: "Право от А до Я""

Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

Учитель на уроке оскорбил ученика;

Неизвестные угнали автомобиль;

Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

Вас покусала собака соседа;

Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

Гражданин был невинно осужден;

Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

6. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д. Итак:

1 термин: (конституция)

Русские солдаты считали, что так зовут жену Константина, когда шли на Сенатскую площадь

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

Идёт на содержание госструктур, армию, образование;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

7. Конкурс капитанов «Один за всех»

Распределите права, записанные в Конституции РФ по группам.

Ответы: 1 ИК 2 ЖЗ 3 ДЕ 4 АБ 5 ВГ

8. Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да

9. Конкурс «Отгадай сказку».

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

4. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

5. В какой сказке главная героиня,воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

13. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

10. Подведение итогов игры.

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

11. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги правовой игры, прошу вас дать свою оценку сегодняшнему мероприятию. Поднимите руки те, кто приобрел новые правовые знания на сегодняшнем уроке. А теперь те, кто вспомнил то, что уже знал из курса 6 и 7 классов. А теперь те, кому понравилась изучение правовых норм в форме игры.

Презентация к игре