Фильмы Кандида Федоровича Стажило-Алексеева о работе геологов Памирской экспедиции в начале 60-ых годов

Речь идет о фильмах, которые были сняты мною во время полевых работ Балянд-Киикской партии на Памире: «Полевой дневник» - в 1962 г. и «Человек идет к ледяному полюсу Азии» - в 1963 г.

Впоследствии, в 1967 г. они послужили основой для составления третьего, уже сводного, фильма - «Рудники в рюкзаках». Материалы предыдущих полевых киносъемок при этом были использованы только частично. В фильме несколько изменен сценарий, но в основном сохранены адаптированные тексты первых двух фильмов. За кадром осталось значительное количество снятых ранее интересных эпизодов. Представляется, что, несмотря на существующие в этих трех фильмах повторы, в наш сайт следует включить дополнительно к «Рудникам…» фильмы «Полевой дневник» и «Человек идет к ледяному полюсу Азии » (см. Подробнее)

Для сведения. Балянд-Киикская партия в те годы проводила свои поисково-съемочные работы на труднодоступной территории Памира (лист J-43-VII ), которая включала самую высокогорную часть СССР: районы хребта Академии Наук с семитысячниками – пиками Коммунизма (7495 м) и Корженевской (7105 м), Заалайского хребта с южными склонами пика Ленина (7129 м.), бассейны ледников Федченко, Бивачный, Грум-Гржимайло, Географического Общества, долины рек Балянд-Киик, Муксу, Саук-Cай, Каинды и др.

Этот район был немного знаком по предыдущим работам в Андербагской партии нашей экспедиции, когда в 1960 г. мы вместе с В. Будановым были на леднике Федченко, ходили в маршруты в долинах рек Саук-Сай, Каинды и др. Поэтому случай снова побывать на леднике Федченко показался счастливым подарком. Для геолога этот район был весьма интересен во всех отношениях, но оператор подумал, что параллельно со своей основной геологической работой, еще можно снять фильм об этом уникальном малоизведанном регионе.

Правда, у нас для этого не было нужного опыта и никаких технических средств. По совету друзей мы обратились за помощью в киностудию «Таджикфильм». Директор киностудии нас выслушал и обещал помочь. (Памир всегда был интересен «Таджикфильму»). И в дальнейшем киностудия помогала нам постоянно и советом, и делом.

Для начала режиссер и кинооператор Василий Кузин передал мне сохранившуюся на студии свою фронтовую портативную кинокамеру Аймо (36 мм - такую как у всех кинооператоров военного времени), кассеты, дополнительные объективы и все остальное, что было нужно для работы. Из нашего разговора я понял, что Василий Васильевич хорошо знал Памир. Как потом мне сказали, он еще в 1949 году снял документальный фильм «Ледник Федченко».
Затем, при выезде нашей партии на полевые работы, киностудия «Таджикфильм» выделила экспедиции негативную пленку (36 мм.), для киносъемки на весь полевой сезон (метраж был взят по расчетам В. В. Кузина).

На Памире киносъемка для меня была необычным занятием, но вскоре я к нему привык. Правда, в многодневных маршрутах к обычному для всех нас походному грузу (около 20-25 кг), у меня дополнительно прибавились киноаппарат со сменными кассетами, и конечно еще и этюдник с красками, а также любимый карабин (однако при киносъемке я давал его поносить товарищу). А ради памирских кинокадров я был на все готов.

Киносъемки cтали очень интересными в 1963г, когда экспедиция арендовала вертолет МИ-4 .Это был первый вертолет на Памире, он работал в нашей геологической партии весь полевой сезон по контракту с киргизским 280-тым вертолетным отрядом. Командиром вертолета был опытный летчик А. Попадейкин. В качестве первопроходца памирского высокогорья, он доказал эффективность использования вертолета МИ-4 на геологоразведочных работах. Снятые попутно с вертолета кинокадры памирских вершин и ледников для своего времени были уникальными (см. фильм «Человек идет…»).

По возвращению с полевых работ я сдал весь отснятый материал в техническую лабораторию киностудии, где пленку проявили и напечатали первый вариант позитива. После его просмотра начальник производства киностудии, режиссер Нинель Чауская любезно предложила нам сделать фильм о памирских геологах. В очередной раз сработала уникальность нашего памирского региона - ледник Федченко, три семитысячных вершины и еще труднодоступные долины рек - это чего-то стоило! И конечно, на фоне геологической романтики, фильм мог быть интересным потенциальному зрителю. Для меня это был приятный сюрприз, и я с радостью согласился.

И мы начали работать. Н. Чауская выделила рабочее место в монтажном цехе киностудии, где меня научили работать на каком-то агрегате («мавеола»?), который позволял просматривать пленку, монтировать и склеивать отдельные кадры и эпизоды. Мне она любезно разрешила работать по вечерам, поскольку днем я был занят на своей основной работе в Памирской экспедиции.

За несколько месяцев удалось смонтировать первый предварительный вариант фильма. При этом мне часто помогал опытный режиссер-документалист киностудии Иван Сабуров. От него я узнал многие полезные детали в работе профессионалов документального кино. Поэтому решил первому показать этот вариант фильма - именно И. Сабурову. Он сдержано похвалил меня и сказал, что нам предстоит еще многое сделать, прежде чем фильм запустить дальше в работу, и объяснил почему. Я согласился с его доводами, и мы еще раз прошли вместе всю ленту позитива. После этого мой будущий фильм приобрел совершенно другой вид, памирские кадры зрительно заиграли. Мы показали последний вариант позитива Нинель Чауской и после его доработки по полученным от нее замечаниям, он был утвержден в качестве оригинала. Далее в цехах киностудии на отдельных лентах были записаны фонограммы, включающие музыкальное сопровождение фильма и синхронное оформление шумовых эффектов (ветра, реки, стук молотка и др.).

На завершающей стадии работ В. Буданов написал текст фильма, и мы привязали фрагменты текста к изображениям отдельных эпизодов. Это передали звукооператору киностудии Георгию Иващенко для обработки и совмещения вех звуковых фонограмм. Через несколько дней все было готово для окончательной звукозаписи фильма - переноса фонограмм всего звукового комплекса на ленту изображения. Звукозапись произвел в специальном зале киностудии Г. Иващенко, режиссером была Н. Чауская. При записи текст зачитал наш памирский геолог Борис Кушлин. Мы с В. Будановым были рядом в качестве консультантов. Все прошло нормально. Когда Г. Иващенко завершил свою работу, мы услышали из темноты зала голос режиссера Н. Чауской - «Записано!» и увидели на экране надпись «Конец фильма». Фильм назвали «Полевой дневник»

Такова в самых общих чертах, «камеральная» работа по созданию наших памирских фильмов. Эти же виды работ, в той или иной степени, выполнялись и для последующих фильмов: «Человек идет к ледяному полюсу Азии» в 1963г. и «Рудники в рюкзаках» в 1967 г.

Не обошлось и без комических моментов. Текст фильма 1963 г. был приглашен прочесть его автор В. Буданов. Но прозвучала эта запись неудовлетворительно: чтец волновался и шепелявил. Чтобы подбодрить чтеца, открыли бутылку шампанского , но даже и это не помогло. Пришлось пригласить для зачтения текста известного диктора Ойгензихта, который своим звучным баритоном прочел текст. Он же потом был диктором и в «Рудниках…….».

Все наши три фильма создавались при технической и профессиональной, очень дружеской помощи работников киностудии «Тажикфильм».

Добрым словом я вспоминаю директора киностудии Владимира Хабура, начальника производства, режиссера Нинель Чаускую, режиссеров Василия Кузина, Ивана Сабурова, звукооператора Георгия Иващенко и многих других работников студии, которые помогали мне в работе над фильмами.

И конечно, здесь следует назвать главных героев фильмов, геологов и рабочих нашей Балянд - Киикской партии того времени: Евгения Романько, Эдика Чернера и Рэма Шамсутдинова, Ваню Милосердова и Юру Дыщука, Анатолия Хлыстуна и студентов- практикантов, Анатолия Чекирда и Зою Красножину, маршрутного рабочего Аскольда Холмецкого и др.

P. S
1.Первые два фильма (1962 и 1963 г.) мы раньше всех показывали коллективу нашей Памирской экспедиции. Их хорошо принимали, ведь эти фильмы, в той или иной степени, отразили образ геологической жизни всех наших полевых партий, работавших в то время на Памире. В. Буданов показал эти фильмы на 10-летии кафедры геохимии геологического факультета МГУ в переполненном университетском Клубе, там были и не только геологи. Позже В. Буданов и Г. Восканянц, будучи в Ленинграде, предложили показать фильмы академику Д. В. Наливкину, но он согласился их посмотреть только вместе с многочисленной детворой во Дворце пионеров, просмотр имел просто очень шумный успех!

2. Потом, в 1964 году оба фильма смотрели в Москве у кинорежиссера Григория Рошаля - тогда председателя Всесоюзного общества кинолюбителей, а затем, по его рекомендации, и в отделе культуры ЦК ВЛКСМ. Памирские кадры нашей территории и работа геологов в этом регионе воспринимались с большим интересом.

Добрые слова в адрес этих фильмов были написаны в статье режиссера Г. Рошаля о кинолюбителях СССР, опубликованной журнале « Наука и жизнь». После выхода фильмов, киностудия выдала мне служебное удостоверение члена творческого актива Союза Кинематографистов Таджикистана (по секции кинолюбителей).

3.Фильм «Рудники в рюкзаках» был представлен от Таджикистана на Всесоюзный конкурс любительских фильмов в Москве в 1968 г., где получил вторую премию. Позже памирские фильмы демонстрировались также в зале хроники кинотеатра "Россия" в Москве.

4. В 1968 году ,перед моим выездом на работу в Афганистан, я вернул В.В.Кузину его кинокамеру Аймо и с благодарностью подарил на память о Памире оригинал этюда с видом ледника Федченко и пиком Коммунизма.

5. Нам бы очень хотелось, чтобы наши фильмы о работе геологов на Памире посмотрело нынешнее молодое поколение, может быть геологическая романтика того далекого времени позовет ребят на еще нехоженые горные геологические тропы.

К. Стажило-Алексеев, с участием В. Буданова.
02.02. 2017.

Фильмы доступны для скачивания по ссылке: https://yadi.sk/d/X6AE0uld3EA8qS

Ссылки на youtube;
https://www.youtube.com/watch?v=KeEbPcUQGwQ - Человек идет к ледяному полюсу Азии
https://www.youtube.com/watch?v=bOCaNjFNMb4 - Рудники в Рюкзаках
https://www.youtube.com/watch?v=6mLu560Ntpk - Полевой Дневник

Комментарии

Уважаемый Кандид Федорович!

Уважаемый Кандид Федорович! Огромное спасибо за возможность посмотреть (пересмотреть) Ваши фильмы. Фильм "Рудники в рюкзаках" уже видела. Что сказать... Мы, если так можно выразиться, "младопамирцы", т.е. пришедшие на Памир в 70 и 80 годах всегда с огромным уважением относились к вам, к нашим старшим товарищам. С кем-то посчастливилось даже работать вместе, кого-то знали только по отчетам и рассказам. Ваши фильмы счастливая возможность вернуться туда, в родные места, увидеть знакомые лица, узнать что-то, о чем не знали раньше. Смотрела несколько раз и еще буду смотреть. Спасибо еще раз и за фильмы, и предоставленную ранее возможность посмотреть Ваши картины. Поздравляю Вас с прошедшим праздником, доброго Вам здоровья. С уважением Кваснюк Л.Н.

Логотип

Облако тэгов

Случайное фото

a4